Женщины Средневековья, о которых стоит знать

--

1. Алессандра Джильяни

Согласно многим источникам, средневековые университеты были доступны только мужчинам. И это правда, если говорить о северной части Европы. Однако учёные имеют множество доказательств (хотя бы в виде упоминаний) того, что в Италии и Испании женщина вполне могла получить университетское образование, чаще медицинское.
Алессандра Джильяни была одной из таких девушек, и, проживи она более долгую жизнь, вполне возможно, её ожидал бы большой успех на профессиональном поприще. Известно, что в 1323 году она начала учёбу в Болонском университете и вскоре стала ассистировать Мондино дей Льюцци, ведущему средневековому анатому. Она помогала препарировать трупы и проводила исследования. Алессандра разработала собственный метод слива крови из тела и замены её специальными красителями, чтобы улучшить процесс изучения сердечно-сосудистой системы. К сожалению, она скончалась в 1326, вероятно, получив заражение от гнойной раны. В римской церкви Сан-Пьетро Марчеллино есть табличка, установленная ещё одним ассистентом Мондино, вероятным женихом Алессандры Отто Агениусом, с текстом:
«В этой урне прах Алессандры Джильяни, девы из Перичето, мастера пера в анатомической демонстрации и ученицы Модино дей Льюцци, с которой мало кто сравнится, ожидает воскрешения. Она прожила 19 лет и умерла в трудах 26 марта, в год 1326-й. Эту табличку воздвиг Отто Агениус Луструланус, потерявший свою лучшую половину и превосходного компаньона, заслуживающего лучшей участи».

2. Барбара Цилли

Императрица Священной римской империи, королева-консорт Германии, Венгрии и Богемии, Барбара была ключевым игроком на политической арене Восточной Европы в первой половине 15 в. Однако в 1437 году зять Барбары заточил её в тюрьму и принудил отказаться от большинства принадлежащих ей земель и богатств.
Живя в изгнании, Барбара занялась алхимией. Но общее мнение сводилось к тому, что увлеклась она этим не из интереса к науке, а чтобы научиться мухлевать с драгоценными металлами. Такой же версии придерживался знаменитый богемский алхимик Иоганн из Ледце, который написал о Барбаре следующие строки:
«На моих глазах она взяла ртуть, мышьяк и что-то ещё. Растолкла это в порошок, от которого медь стала белой. Зарубки на этом куске меди не вскрыли обмана, правда, удара молотком он не выдержал. Этим она обманула многих. Также я видел, как она посыпала раскалённую медь каким-то порошком. Порошок проник в медь, и она уподобилась начищенному серебру. Но когда брусок был расплавлен, он снова стал медным, как и прежде. Она показала мне множество подобных трюков.
В другой раз она взяла железный шафран (индийский красный — тёмно-бордовый краситель на основе оксида железа, используется для полировки золота, серебра и других металлов — прим. моё), медную окалину и другие порошки, соединила их с золотом и серебром в равных долях. Получившийся металл было не отличить от золота. Но при плавке он так же потерял цвет. С помощью этих уловок она обманула многих купцов
».

3. Беатрис Галиндо

Прозванная Латинянкой за искусное владение латынью Беатрис Галиндо родилась около 1465 года в семье обедневшего идальго. Из-за пристрастия к чтению её планировали отдать в монахини, но сначала дали возможность получить образование. К 12 годам способности Беатрис к науке стали настолько очевидными, что она решила посвятить себя академической карьере. Во время работы профессором в университете Саламанки она была назначена воспитателем детей Изабеллы Кастильской, включая двух будущих печально известных королев Екатерины Арагонской и Хуаны Кастильской. Уже будучи почтенной женой и матерью 5 детей, Беатрис основала в Мадриде существующий и поныне госпиталь Святого Креста.

4. Доротея Букка
Об этой женщине не сохранилось почти никаких сведений, но даже те крохи, о которых известно, впечатляют. В 1390 году Доротея Букка сменила своего отца на посту завкафедрой медицины и философии в Болонском университете и занимала эту должность более 40 лет.

5. Дочери Раши
Живший в 11–12 веке во Франции раввин Шломо Ицхаки (известный как Раши, крупнейший средневековый комментатор Талмуда и один из классических комментаторов Танаха, духовный лидер иудеев Северной Франции) изучал со своими дочерьми Йохевед, Мириам и Рахель Тору, Талмуд и основы иудаизма.
Каждая из них вышла замуж за лучших учеников отца, а Йохевед и Мириам (у Рахили с мужем не было детей) положили начало династии учёных-талмудистов. Почти каждая раввинская династия ашкенази ведёт свою родословную от Йохевед или Мириам, и большинство тосафистов являются прямыми потомками дочерей Раши.
Рахиль, по одной из версий, после развода с мужем выполняла функции секретаря своего отца, когда тот стал слишком стар, чтобы вести записи.

6. Маргарита I Датская

В 1387 году после смерти мужа и сына, при котором Маргарита состояла регентом, она была провозглашена госпожой и хозяйкой страны. А в 1389 годы после победы над Альбрехтом Мекленбургским ещё и госпожой и правителем Швеции. В 1397 году она объединила Данию, Норвегию и Швецию в Кáльмарскую унию (1397), просуществовавшую под верховной властью датских королей 126 лет, сделав королём своего внучатого племянника Эрика Померанского. При этом вплоть до своей смерти фактической правительницей трёх стран оставалась сама Маргарита.
Она придерживалась политики строгой экономии, развивала местное самоуправление через институт ландстингов, в Швеции обеспечила возвращение в казну феодальных земель. Эффективной была и внешняя политика Маргариты, предпочитавшей дипломатию войне.
Маргарита, которую называли «Госпожа Король», является, пожалуй, самой успешной правительницей из Средних веков и важнейшей фигурой средневековой Скандинавии.

7. Любна из Кордовы
Знаменитая интеллектуалка, математик и поэтесса, жившая в Андалусии 10 века. Сперва испанская рабыня, а потом секретарь халифа Кордовы Аль-Хакама и одна из создателей библиотеки города-дворца Медины Азахара, где хранилось более полумиллиона книг. В библиотеке Кордовы Любна отвечала за перепись и перевод рукописей, и, вероятно, путешествовала, чтобы пополнять коллекцию библиотеки. По одной из версий, в образе Любны слились 2 женщины, — Любна и Фатима — выполнявшие схожие обязанности, а хроник, описывающий события тех времён, просто не смог осилить мысль, что в одно и то же время, в одном и том же месте может быть 2 образованных женщины.

8. Шарийя
Родившуюся в 815 году в Басре Шарийю родная мать продала в рабство, но это не помешало ей уже к середине 9 века превратиться в настоящую поп-звезду, обрести свободу и стать одним из самых известных членов абассидского общества. Начинала Шарийя как самостоятельная вокалистка и музыкант, а позже собрала певческий коллектив, состоявший только из женщин.

9. Кассия

Кассиана, или Кассия, родилась в Константинополе в период с 805 по 810 гг. в богатой семье. Её красота и интеллект привлекли внимание византийских вельмож, и в 821 году Кассию пригласили принять участие в смотринах на выбор невесты императора Феофила.
Встречу с монархом Симеон Метафраст описывал так: «Мать Феофила Евфросиния послала по всем областям и собрала красивых девиц для брачного выбора Феофилу. Поставив их всех в палате, называвшейся Жемчужный Триклиний, мать дала Феофилу золотое яблоко со словами: «Отдай той, которая понравится». Была в числе невест одна благородная девица, по имени Икасия, чрезвычайно красивая. Феофил, увидев её и восхитившись её красотой, сказал: «Чрез женщину зло излилось на землю». Подкат по нашим временам так себе, но тогда такой разговор считался вполне приемлемым, поскольку в христианской культуре именно Ева, а через неё — любая женщина виновна в первородном грехе. Метафраст продолжает: «Икасия со скромностью возразила: «Но и чрез женщину бьют источники лучшего». Оскорбленный возражением, царь отверг Икасию и отдал яблоко Феодоре, родом пафлагонянке».
Как можно догадаться, Феофил подразумевал, Еву, что первой попробовала запретный плод в Эдеме, а Кассия — Марию, которая родила Христа.
Острая на язык Кассия не стала императрицей, но основала около Константинополя монастырь, приняла постриг и стала его настоятельницей. Вела подвижническую жизнь, сочиняла церковные гимны и каноны, а также эпиграммы на разные темы.
В 1892 году Кассия канонизирована в лике святых Православной церкви

10. Гарсенда, графиня Форкалькье и регент Прованса

Во время своего регентства покровительница Окситанской литературы Гарсенда (1180–1242) привлекла ко своему двору трубадуров, с которыми она обсуждала идеи куртуазной любви и отношений между полами.
Гарсенда и сама начала писать стихи и песни. К сожалению, до нашего времени дошла только одна её строфа. Существует версия, что строки были посвящены её предполагаемому любовнику трубадуру Ги де Кавальону, однако этому противоречат данные о том, что после 1209 года Кавальон не появлялся при провансальском дворе (регентом Гарсенда стала в 1213 г.).

You’re so well-suited as a lover,
I wish you wouldn’t be so hesitant;
but I’m glad my love makes you the penitent,
otherwise I’d be the one to suffer.
Still, in the long run it’s you who stands to lose
if you’re not brave enough to state your case,
and you’ll do both of us great harm if you refuse.
For a lady doesn’t dare uncover
her true will, lest those around her think her base.

По-русски рифма у меня что-то не складывается. Общий смысл такой — дама обращается к кавалеру и просит его раскрыть сердце. Ей такое не пристало, чтоб не прослыть греховодницей, ибо она женщина, но если он не признается в своих чувствах, оба они будут страдать.

По материалам medievalists.net и интернетов всяких.

--

--